Тезисы философии трансгуманизма (ФТГ) c позиций карианства:

   1. Футуристичность.
   2. Рациональность.
   3. Изотропная критичность.
   4. Научная нарративность.
   5. Терминологическая строгость.
   6. Процедурность.
   7. Гуманистичность.
   8. Смелость.

1. Футуристичность. Классическая европейская философия направлена в прошлое, она опирается на пирамиду классических понятий начиная от Платона и Аристотеля, и далее до философов эпохи Просвещения. ФТГ должна опираться на еще не реализованное, но оптимистически-вероятное будущее, оттуда брать и категории, и понятия. Для этого следует разработать новую и при этом простую, понятную «без словаря» терминологию, которая не несла бы на себе груз заблуждений и суеверий, накопленных за 2500 лет.

2. Рациональность. Чтобы выполнить функцию обслуживания практики трансгуманизма, ФТГ должна быть предельно рациональна. В ней следует предусмотреть фильтры, отсекающие априорные директивы и идеологемы, выдаваемые за логические рассуждения или за самоочевидные истины (классическая философия переполнена псевдо-логичным словесным мусором).

3. Изотропная критичность. ФТГ работает с совершенно новыми человеческими и пост-человеческими измерениями, поэтому она должна обеспечивать одинаково критическое отношение как к новым и необычным, так и к старым, привычным суждениям. Директивы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и «кушай свежую человечину по средам и пятницам» должны восприниматься ФТГ равно скептически, хотя первое – привычно, а второе – нет.

4. Научная нарративность. ФТГ имеет дело с достижениями НТР, поэтому она должна уметь оперировать в поле науки. Но при этом описание научных представлений должно носить повествовательный характер, по возможности с использованием повседневной, а не специальной лексики. Как делать это, избегая искажений – вот одна из задач ФТГ.
ФТГ придется разработать особый арсенал методических приемов для описания науки на естественном языке.

5. Терминологическая строгость. ФТГ четко определяет свои объекты и их свойства. Рассуждая о «транс-» и «пост-» человеке, «синтетическом бессмертии», «технологической сингулярности», «сверхразуме» и «разумной материи», ФТГ должна строго определять, что под этими терминами понимается - так, чтобы беспочвенные фэнтезийные или идеологические спекуляции не стали возможны на этом субстрате.

6. Процедурность. Поскольку ФТГ имеет дело с реально возможным будущим, она всегда должна показывать не только сам новый феномен, но и в общих чертах траекторию, по которой этот феномен возникает из современного состояния науки, техники и общества. Описание феномена должно включать приблизительную процедуру его появления в реальности. ФТГ не занимается недостижимыми умозрительными идеалами, ее предмет – те состояния, которые достигаются предсказуемым образом.

7. Гуманистичность. Предмет ФТГ по большому счету – это судьба разумного существа (условно называемого человеком) в развивающемся технологическом окружении. Поэтому ФТГ должна рассматривать любые технологические и научные достижения, прежде всего с позиции человека, начиная разговор с того, что именно и как именно эти достижения изменят в его существовании, самоощущении и личных возможностях.

8. Смелость. Трансгуманизм вынужден то и дело разрушать сложившиеся представления о допустимом и должном. ФТГ не должна проявлять пиетет перед «вечными ценностями». Не следует опасаться того, что аудитория будет шокирована зрелищем сноса этих ветхих строений. ФТГ будет подвергаться жесточайшей критике за нигилистическое отношение к «классике культуры», но, как известно: нельзя сделать яичницу, не разбив яиц.

Автор Елена Голубева, май 2007 г.
Источник: Сайт «Карианство».

Текст взят: http://www.transhumanism-russia.ru/